Работа с особенными детками – это многосторонний процесс, которые затрагивает не только взаимодействие с телом и мозгом, но и работу с эмоциями и психикой. Каждый этап восстановления обязательно включает в себя коммуникацию с психологом.
Многие традиционные способы психологической работы являются эффективными, однако когда мы обращаемся к мозгу, всегда необходимо ориентироваться на современные тенденции и методики. Одним из актуальных направлений реабилитации сегодня является нейропсихология – воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка при помощи влияния на его мозговую и физическую активность.
Нейропсихология находится на стыке традиционной психологии и медицины. Она изучает, как устроены высшие психические функции ребенка и как они соотносятся с его физическим состоянием. Во время диагностики нейропсихолог общается с ребенком, наблюдает за его состоянием и способен определить, какие области мозга работают эффективно, а какие нуждаются в корректировке. Далее задача специалиста – сбалансировать все функции мозга при помощи механизмов нейрокоррекции.
Принципы детской нейропсихологии.
Занятия и диагностика нейропсихолога строятся на знаниях о ключевых этапах развития психики и нервной системы. При диагностике специалисты активно используют тестовые методики, анализ рисунков и тетрадей, наблюдение за поведением ребенка. В результате составляется полная картина сильных и слабых когнитивных навыков маленького пациента: мышления, памяти, интеллекта, восприятия информации.
Главным ключом диагноста в детской нейропсихологии является именно тело ребенка – через него специалист может определить, в каких процессах головного мозга есть перекос и где искать ресурсные навыки.
Сильные стороны в терапии играют компенсаторную роль. Например, ребенок отстает в учебе, но у него отлично развита зрительная память. Тогда занятия и упражнения опираются на этот сильный навык, чтобы скорректировать отставание других.
Баланс всех функций мозга и тела – основная сфера внимания нейропсихолога. Именно к нему стремится вся терапия. Двигаясь от простого к сложному шаг за шагом проводится коррекция когнитивных и физических навыков.
Показания к занятиям.
Обращаясь напрямую к мозгу, его интеллектуальным и когнитивным способностям, нейропсихология способна нивелировать ряд отклонений в развитии ребенка:
- ДЦП
- Задержка речевого развития и другие нарушения речи
- Задержка психического развития
- Нарушения мелкой и крупной моторики
- Проблемы с социализацией
- Трудности в обучении (дошкольного и школьного возраста)
- Гипер- и гипоактивность
- Дислексия
- Повышенная утомляемость и невнимательность
Основная часть терапии проводится через тело. Младенец на 100% физиологичен. Чем старше он становится, тем больше состояние психики влияет на его состояние.
Нейрокоррекция.
После диагностики специалист подбирает маленькому пациенту программу работы. Это всегда комплекс физических и психологических упражнений. На занятиях используются дыхательные упражнения, развивается пластичность, координация, управление своим телом и его контроль.
Когда ребенок начинает корректно управляться с движениями и координацией, активно развиваются двигательные зоны коры головного мозга. Именно они являются фундаментом правильного развития деток. Починив «фундамент», мы запускаем здоровые исцеляющие процессы в организме. Мозг самостоятельно обращается к отстающим функциям и помогает им подтянуться.
Ещё один важный результат работы – укрепление связи между двумя полушариям. Нарушение это связи приводит к постоянному спотыканию мыслительной деятельности ребенка. Соединяя два полушария, нейропсихология облегчает мозговую активность, ребенок становится более внимательным, быстрее усваивает информацию и обретает новые навыки.
Движение – основа жизни и ключевой инструмент в нейропсихологии. По мере продвижения в терапии подключаются упражнения и по развитию мышления, интеллекта, речи и памяти. Они становятся гораздо эффективнее, опираясь на улучшение двигательной активности.
Комплексный подход нейропсихологии дает видимые результаты в развитии особенных малышей. Через телесные упражнения крепнет мозг и даёт возможность укреплять психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. Преимущественно, занятия проводятся с детьми 3-12 лет, однако позитивные результаты при регулярной терапии получают и малыши.
Растите здоровыми!