Истоки. Моше Фельденкрайз.
Анат Баниэль - ученица легендарного ученого Моше Фельденкрайза (1904-1984), который значительно опередил свое время и опытным путем открыл законы обучения человека новому, то есть законы нейропластичности мозга задолго до официального подтверждения современными учеными биологами.
Будучи физиком, инженером, изобретателем, он также был мастером и преподавателем боевых искусств и всегда интересовался обучением человека движению. В 36 лет Моше получил серьезную травму колена и хотел снова двигаться нормально, однако медицина была бессильна. С тех пор он направил всю свою энергию в исследование человеческого тела.
Изучив все доступные материалы по анатомии, физиологии, неврологии, и закончив всевозможные медицинские курсы он не нашел ответа на свой вопрос КАК все-таки человек обучается движению.
Занимаясь этим вопросом фактически с ранней молодости всю жизнь и соединив все свои знания, он совершил открытие и создал революционную работающую систему развития не только движения, но всего потенциала человека. Этой системе ученые будут поражаться год от года все сильнее и находить подтверждения ее работы с помощью новых технологий исследования мозга.
Анат Баниэль.
Моше был другом семьи Анат Баниэль. В 5 лет она наблюдала, как Моше дает уроки ее родителям на основе своих открытий, с семи лет выполняла эти приемы на своих занятиях по танцам, в 20 лет параллельно с учебой на клинического психолога стала ученицей его профессионального тренинга и до конца жизни работала с Моше, давая уроки, в том числе ему лично.
Сам Моше был убежден, что работа Анат уникальна и она должна развивать свой личный метод на основе его открытий о работе мозга.
Более 30 лет Анат занимается этим и улучшает свой метод АБМ, осмысливая все сказанное гениальным ученым в личных беседах и уроках и используя новейшие открытия в области нейропластичности.
Одной из самых сложных задач она считает работу над передачей знаний и обучением новых практиков своего метода. Анат постоянно совершенствует и модернизирует учебный процесс, чтобы ученики как можно лучше усвоили огромный объем знаний и навыков. Базовое обучение длится чуть больше года и требует ежедневной работы. Далее следуют дополнительные курсы по отдельным направлениям.
Как это работает?
Мозг организует всю деятельность человека. Всеми своими движениями, действиями, мыслями и эмоциями мы обязаны способности мозга анализировать и сортировать непрекращающиеся входящие стимулы и организовывать на их основании исходящие.
У особых детей организационные процессы мозга нарушены и не могут сами выстроиться правильно.
Эти процессы нарушаются, а потом закрепляются при травме и у здорового человека, при долгой болезни, а также с возрастом.
Однако, при определенных условиях можно активировать мозг и он становится способен на серьезные изменения.
Анат удалось выделить эти условия, углубиться в их понимание, структурировать их. Сегодня они называются “9 принципов”.
- Внимание
- Замедленность
- Вариативность
- Тонкие различия
- Энтузиазм
- Гибкие цели
- “Режим обучения”
- Воображение
- Осознанность
Фактически, это девять ключей, которые надо вставить “в мозг” одновременно для его запуска.
Практик погружается в выполнение всех этих принципов, погружает в них клиента. И в такие моменты мозг по оценкам ученых формирует больше 1,8 миллиона новых связей в секунду!
Как это выглядит в процессе занятия, например, с ребенком:
- Внимание. Практик полностью внутренне сфокусирован сам на ребенке и в удобные для ребенка моменты обращает внимание самого ребенка на нужные практику вещи “смотри, это твоя ладошка” (пятка, нос, ребро, воздух в носу, муха, верх-низ, звук, эмоция, мысль и тд. Остановимся для простоты на ладошке.)
- Замедленность. Практик делает с ребенком все движениям максимально медленно, давая возможность осознать максимум ощущений от всех включенных частей тела. “Смотри, ладошка медленно едет по столу”, практик в этот момент мягко особым образом нажимает на лопатку, на часть ребер, рядом с позвоночником, даже на кости таза, давая мозгу ощущения нужных связей в теле от руки к мышцам и частям скелета.
- Вариативность. Ладошка шлеп-шлеп тихо, теперь громко, сильно, теперь легонько. Теперь сверху, теперь снизу, за спиной, по голове, по коленке, по полу.
- Тонкие различия. Теперь легче, еще легче, и еще легче, и еще, и помашем в воздухе. Теперь громче, еще громче, теперь по мягкому, по пушистому, по еще более мягкому. Теперь сам...
- Энтузиазм. Это навык придавать значение самым маленьким изменениям и испытывать искреннюю радость от этого. Вам придется почитать о зеркальных нейронах, которые в 1996 году обнаружили нейробиологи, чтобы понять, что ваш и наш энтузиазм оказывает огромное значение на мозг ребенка. Практик - полон энтузиазма.
- Гибкие цели позволяют достичь ранее невозможного прогресса. Практик не имеет целью “разжать пальцы” или «выпрямить локоть». Изменения последуют тогда, когда ребенок будет готов, практик дает мозгу пищу для этого с помощью медленных вариаций, которые делаются с вниманием и энтузиазмом.
- “Режим обучения”. Это особое состояние мозга, когда тот может быстро усваивать информацию. Практик умеет входить в него сам, и ищет моменты, когда от выполнения всех предыдущих принципов мозг ребенка тоже входит в “режим обучения”. Существование этого состояния подтверждено также на ээг, но это видно и по самому ребенку. В эти моменты практик выбирает оптимальную стратегию усвоения клиентом информации, которая зависит от ситуации.
- Воображение включает самые разные участки мозга, создавая миллиарды новых соединений. Практик предлагает ребенку игры с включением воображения, а также представить мысленно как ребенок делает какое-то движение. Доказано, что в этот момент фантазирования также активируются нужные клетки мозга.
- Осознанность - противоположность автоматическому, компульсивному поведению. С самого начала практик стимулирует в ребенке осознанность, то есть присутствие здесь и сейчас, осознание внутренних и внешних процессов, благодаря чему, мозг ребенка совершает квантовый скачок на совершенно новый уровень.
Для кого нужно и полезно?
- Дети
- Детский церебральный паралич (ДЦП)
- Расстройства аутического спектра и аутизм
- Инсульт и повреждение мозга
- Генетические синдромы
- Нарушение внимания и СДВГ
- Нарушение моторики, координации и задержка физического развития
- Взрослые
- Физические травмы любого происхождения
- Боль в спине, шее, суставах
- Инсульт и травмы мозга
- Профилактика деменции и возрастных изменений
Как делать?
В зависимости от целей, состояния пациента и его программы реабилитации:
- раз в 1,5/2 месяца - интенсивный курс 5-6 дней - один раз в день. Потом отдых 1-2 недели. Только обычные домашние дела и занятия.
- раз в 1,5/2 месяца - интенсивный курс 5-6 дней два раза в день. Потом отдых 1-2 недели. Только обычные домашние дела и занятия.
- раз в неделю регулярно. В этот день только АБМ.
- раз в две недели регулярно. В этот день только АБМ.
Растите здоровыми!
Ссылки на метод:
Сайт Anat Baniel Method www.anatbanielmethod.com
Книга Анат Баниэль “Дети с неограниченными возможностями” https://www.alpinabook.ru/catalog/book-547169/
Информация взята с сайтов www.anatbanielmethod.com, http://www.feldenkraismethod.com/, книги Анат Баниэль, а также с профессионального курса обучения методу АБМ практиком Евгенией Рыбаковой