Общение с людьми – одна из базовых потребностей каждого человека. Общение с ребенком - фундамент его развития и жизненная необходимость. Близкие связи с родителями, социализация, способность объяснить свои желания и быть понятыми – ключом к этим процессам является именно общение. К сожалению, многим деткам с ДЦП и другими особенностями привычная нам коммуникация при помощи речи недоступна. При этом они могут оставаться ментально сохранными, здраво мыслить, желать получать знания. В этих случаях на помощь приходит альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК).
АДК – это всевозможные способы коммуникации, дополняющие и заменяющие устную речь:
- Мимика и язык тела
- Использование специальных адаптированных коммуникаторов
- Жесты
- Глобальное чтение
- Графические символы, картинки, условные обозначения
- Письмо
- Предметные символы
Инструменты АДК помогают не только неговорящим детям, но и тем, чья речь находится на стадии формирования или имеет незначительные отклонения от нормы. Имея дополнительные возможности коммуницировать, такие детки начинают развиваться значительно быстрее и активнее. Альтернативная коммуникация упрощает коммуникацию и в быту. При помощи дополнительных инструментов детки могут объясняться дома с родителями, указывать, что их беспокоит и выражать свои эмоции и желания.
Коммуникация – это больше, чем просто общение, это крайне важный способ для малыша развиваться.
При помощи коммуникации развиваются:
- Игровые навыки
- Внимательность
- Мышление
- Интеллект
- Подражание взрослым
- Бытовые навыки
Суть альтернативной и дополнительной коммуникации.
Прежде всего, АДК – это довольно гибкий инструмент. Он может применяться как временная мера до момента восстановления речи, как помощь в приобретении речи и как альтернатива вербальным навыкам. В зависимости от состояния ребенка специалистами выбирается стратегия занятий и способы альтернативной коммуникации.
АДК в разной степени применяется при:
- Посттравматическом отсутствии речи
- Аутизме
- ДЦП
- Синдроме Дауна
- Задержке речевого развития
- Алалии
Часто родители опасаются, что используя АДК, детки не станут развивать собственную речь. Однако это заблуждение. Начиная лучше понимать мир и коммуницировать с ним, ребенок чаще всего стремится развиваться активнее и старается осваиваться новые и новые способы общения. В том числе, речь.
В центре «Растем здоровыми» мы подбираем индивидуальную программу АДК каждому маленькому пациенту. Специалист проводит детальную диагностику, во время которой определяет не только уровень речи ребенка, но и его общее физическое и психоэмоциональное состояние. В зависимости от результата подбираются инструменты и программа занятий. Важнее всего – комфорт и любопытство ребенка на занятии. Часто именно эти факторы становятся двигателем прогресса малыша. Кому-то интереснее идентифицировать картинки и графические символы, другие детки успешно общаются при помощи жестов, мимики и даже движения глаз. Прекрасным универсальным решением часто становится использование специально разработанных карточек и коммуникаторов.
Какие бы инструменты АДК ни были выбраны, цель их одна – помочь ребенку познавать и открывать этот мир, развиваться, развивать речь и коммуницировать с близкими.
Растите здоровыми!