Нейрологопедия – методика на стыке логопедии, педагогики и неврологии. Специалисты по работе с речью, благодаря современным открытиям, могут значительно расширить свои возможности, обращаясь напрямую к мозгу и корректируя его работу. Нейрологопедия не просто устраняет симптомы речевого расстройства, она стремится работать с его причиной.
Речь – это сложная психическая функция. Её формирование зависит от корректного функционирования головного мозга и всей центральной нервной системы. Если организм малыша первые годы жизни развивался корректно, то речевые функции реализовываются к трём годам. Однако иногда развитие дает сбой. И тогда родители сталкиваются с алалией (отсутствием речи), заиканием, дизартрией, ЗРР или ЗПРР. Задержки речевого развития сказываются на интеллектуальном, социальном, эмоциональном состоянии ребенка и требуют профессионального подхода.
Диагностика детей с ЗРР часто показывает, что у них также есть проблемы с мелкой и крупной моторикой, восприятием музыки, темпов, координацией. Кроме того, может некорректно работать вся оральная часть. К примеру, возникают сложности с жеванием и глотанием. Это говорит о том, что головной мозг работает некорректно. Благодаря своим инструментам, нейрологопедия показывает положительные результаты в решении этих проблем.
Научно доказано, что методы нейрологопедии позволяют решать проблемы речевого развития на 35% быстрее, чем классический логопедический подход.
Суть нейрологопедии.
Задача метода – активировать ресурсы мозга для коррекции речевого развития. Другими словами, мы помогаем организму исправить сбой при помощи специальных упражнений и «запустить речь».
Нейрологопедия развивает мозг при помощи массажа, ритмики, сенсорной интеграции и других индивидуально подобранных способов воздействия на головной мозг. Мы стремимся к активизации нейропластических процессов.
На занятиях дети выполняют двигательные задания, играют в развивающие игры, улучшают своё восприятие сенсорных стимулов, слух, зрение и психоречевое развитие. Такой разносторонний комплекс координирует работу всех функций мозга и связывает два полушария. Именно эта связь становится «ключом» к корректному развитию речи.
Приятным «побочным эффектом» занятий является повышение общего интеллектуального развития ребенка, развитие его памяти и внимания.
Показания к нейрологопедии.
Методика доказала свою эффективность при работе с любыми сбоями речевой функции. Активно она используется в работе с детками с аутистическим расстройством. Основные показания к терапии:
- алалия – речевые расстройства, связанные с неврологическими поражениями головного мозга
- задержка речевого развития
- общее недоразвитие речи
- фонетическое недоразвитие речи
- нарушение произношения
- заикание
- интеллектуальная недостаточность
Наиболее эффективной терапия становится, если начинать её при первых признаках речевого расстройства – не стоит ждать возраста 5-7 лет. Чем раньше начать заниматься, тем устойчивее будет результат.
Не менее важно довести терапию до конца. Иногда, добиваясь первых положительных результатов, родители принимают решение прекратить занятия. Однако брошенный на середине курс приводит к тому, что в 8-9 лет у ребенка могут начаться проблемы с письмом, чтением и восприятием информации. Так устроен мозг. Если мы ступили на путь его коррекции, нужно пошагово добраться до всех нейронных пластов, чтобы запустить естественные восстановительные процессы навсегда.
Первый шаг к занятиям с нейрологопедом – это обязательная диагностика речевого, интеллектуального и неврологического состояния маленького пациента. Так мы понимаем суть и, что важно, причины встретившихся нам проблем и можем подобрать наиболее оптимальные способы воздействия для каждого ребенка. Список инструментов нейрологопедии довольно широк. Это даёт нам возможность собрать эффективную программу для вашего малыша как конструктор.
Растите здоровыми!